Главная » Статьи » Студентам » Логистика

XYZ-анализ логистических объектов. Логистика
По материалам [Евтеев Б.В. Внутренняя логистика: управление запасами при независимом спросе. - М.: МСЭУ, 2004]

Сущность XYZ-анализа заключается в определении степени отклонения величины, характеризующего объект исследования, от ее среднего значения и группировке объектов в зависимости от величины коэффициента вариации.

Если xit величина спроса i-го товара в периоде t, то его среднее значение равно


а коэффициент вариации вычисляется по формуле


Отметим, что при вычислении коэффициента вариации используется несмещенная оценка стандартного отклонения, в которой в знаменателе подкоренного выражения стоит T – 1, а не T. Это объясняется тем, что для величины спроса xit неизвестно её математическое ожидание, поэтому при вычислении коэффициента вариации  используется его оценка , а не само математическое ожидание.

В основе проведения XYZ-анализа в сфере сбытовой логистике лежит определение коэффициентов вариации спроса vi по каждой i-й ассортиментной позиции. В результате проведения данного анализа весь ассортимент продукции разбивается на три группы X,Y и Z, каждая из которых определяется соответствующим уровнем значения коэффициента вариации [Интегрированная  логистика накопительно-распределительных комплексов (склады, транспортные узлы, терминалы): уч. для траспортных вузов / Под. общ. ред. Л.Б. Миротина. – М.: Экзамен, 2003. – 448 с.]:

X – 55%  общего объема ассортимента, при vi≤ 10%;

Y– 32%  общего объема ассортимента, при 10% < vi ≤ 25%;

Z– 13%  общего объема ассортимента, при 25% < vi.

Таким образом, группа X состоит из товаров, на которые имеется достаточно стабильный спрос, группа Y представлена товарами со средними возможностями прогнозирования спроса и, наконец, группа Z состоит из товаров, прогнозирование спроса  на которые весьма проблематично.

Реализация метода в Excel на условном примере



В ячейке О3 задана функция СТАНДОТКЛОН(B3:M3)/N3.

Ниже приведена таблица, в которой показано, к каким группам относятся товарные позиции.




Результаты АВС-анализа и XYZ-анализа используются для построения матрицы, состоящей из трех строк и трех столбцов, которая называется матрицей АВС-XYZ. Элементами этой матрицы являются множества таких позиций из всего ассортимента товаров, которые попадают в одну и туже группу в результате как  ABC-анализа так и XYZ-анализа. 

Согласно [Миротин], используется следующая разбивка всего ассортимента по зонам:

«горячая» зона – удобство использования складских транспортных механизмов и близость к зоне комплектации; включает позиции ассортимента принадлежащие одновременно  группам  А и X, группам А и Y и группам  B и X;

«теплая» зона – достаточное удобство использования транспортных механизмов и небольшое грузоперемещение до зоны комплектации; включает позиции ассортимента принадлежащие одновременно  группам  A и Z, группам  B и Y и группам  C и X;

«холодная» зона – места с неудобным доступом к товару и неудачно расположенные к зоне комплектации; включает позиции ассортимента принадлежащие одновременно  группам  B и Z,  группам  C и Y  и группам  C и Z.

Категория: Логистика | Добавил: kvn2us (19.06.2009) | Автор: Кравченко В.Н.
Просмотров: 5479 | Теги: АВС-анализ, XYZ-анализ, управление запасами
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]