Главная » Статьи » Студентам » Мат. модели в трансф. экономике

Процессный подход в управлении и моделировании экономических систем
Для принятия эффективных управленческих решений и их успешной реализации необходимо: точное представление организационной структуры и понимание всеми сотрудниками того, как протекают процессы.
Если руководители начинают чертить схемы процессов, то они понятны только им одним. Зачастую, работа над такими схемами заходит в тупик. То же самое касается сотрудников и руководителей различных служб и функциональных подразделений.
В большинстве случаев, единственным набором изложенных правил, в соответствии с которыми должно функционировать предприятие, является – набор отдельных положений и должностных инструкций.
Чаще всего эти документы составлялись не один год назад, слабо структурированы и невзаимосвязаны между собой. В результате, просто пылятся на полках.
Можно утверждать, что рост числа ошибок в управлении и организационных конфликтов, когда существует несогласованность в целях, задачах, методах функционирования и т.д., обусловлен отсутствием стандартов управления и функциональных моделей деятельности.
С помощью моделирования различных областей деятельности можно достаточно эффективно анализировать "узкие места" в управлении и оптимизировать общую схему бизнеса. Но, как известно, на любом предприятии высший приоритет имеют только те проекты, которые непосредственно приносят прибыль, поэтому речь об обследовании деятельности и ее реорганизации обычно идет только во время ощутимого кризиса в управлении компанией.
Анализ предприятия как модели - это удобный способ ответа на вопрос, что необходимо и достаточно для достижения конкретной поставленной цели.

Рассмотрим понятийный аппарат:

Операция – элементарное (неделимое) действие, выполняемое на одном рабочем месте.

Функция – совокупность операций, сгруппированных по определенному признаку.

Процесс не является результатом (продуктом), но создает результат, имеющий ценность для потребителя, и  который должен приносить компании долгосрочный успех.
Бизнес-процесс — связанная совокупность функций, в ходе выполнения которой потребляются определенные ресурсы и создается продукт (предмет, услуга, научное открытие, идея), представляющая ценность для потребителя.
Бизнес-процесс – это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы производителя, создает ценность и выдает результат потребителю. Среди основных причин, побуждающих организацию оптимизировать бизнес-процессы, можно выделить необходимость снижения затрат или длительности производственного цикла, требования, предъявляемые потребителями и государством, внедрение программ управления качеством, слияние компаний, внутриорганизационные противоречия и др.
Выделяют пять видов процессов:
основные, на базе которых осуществляется выполнение функций текущей деятельности предприятия по производству продукции или предоставлению услуг;
обеспечивающие для основных - обеспечивают ресурсами все бизнес-процессы, например, формирование спроса на продукцию, финансовое обеспечение, юридическое обеспечение, ремонт оборудования, охрана объектов и т.д.;
процессы развития предприятия - совершенствование производственного выпуска, предоставляемых услуг, производственных технологий, внедрение и выпуск инновационной продукции;
процессы управления деятельностью - охватывают весь комплекс функций управления на стратегическом, тактическом и оперативном уровне с учетом полного цикла управления предприятием;
обеспечивающие управление.

Процессный подход - применение для управления деятельностью и ресурсами предприятия системы взаимосвязанных процессов.

Бизнес-процесс можно представить как упорядоченную совокупность таких сущностей, как рабочие объекты, ресурсы, организационные единицы, функции, события и др.

Рабочий объект - сущность, над которой осуществляют определенные действия. Совокупность таких сущностей формирует материальный, финансовый или информационный поток.
Ресурсы (механизмы) - сущности, с помощью которых осуществляются бизнес-процессы (оборудование, денежные средства, нормативно-справочная литература).
Организационные единицы - предприятие, его подразделения, персонал и отдельные исполнители.
Функция - преобразует входные рабочие объекты в выходные, как с качественно новыми характеристиками, либо с прежнимими характеристиками, или порождает новые рабочие объекты.
События описывают различные условия выполенения бизнес-процессов.

Цель моделирования процессов: “Понимание операций, осуществляемых каждым предприятием, позволяет оценить Систему создания стоимости. Развитие предприятия зависит от того, насколько эффективно разработана и управляется данная система.” (George Stalk, Jr. & Thomas M. Hout)

Модель процессов - это способ детализации работы, создающей некоторую ценность для потребителя.” (James B. Swartz).
Моделирование бизнес-процессов позволяет не только определить, как компания работает в целом, как взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом рабочем месте.
Моделирование бизнес-процессов – это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании, средство прогнозирования и минимизации рисков, возникающих на различных этапах реорганизации предприятия. Этот метод позволяет дать стоимостную оценку каждому отдельному процессу и всем бизнес-процессам организации в совокупности.

Полная бизнес модель - это совокупность функционально ориентированных информационных моделей, обеспечивающая взаимосвязанные ответы на следующие вопросы: "зачем" - "что" - "где" - "кто" - "сколько" - "как" - "когда" - "кому".

Соответственно выделяют:

Стратегическую модель целеполагания (отвечает на вопросы: зачем компания занимается именно этим бизнесом, почему предполагает быть конкурентоспособной, какие цели и стратегии для этого необходимо реализовать);
Организационно-функциональную модель (отвечает на вопрос кто-что делает в компании и кто за что отвечает);
Функционально-технологическую модель (отвечает на вопрос что-как реализуется в компании);
Процессно-ролевую модель (отвечает на вопрос кто-что-как-кому);
Количественную модель (отвечает на вопрос сколько необходимо ресурсов);
Модель структуры данных (отвечает на вопрос в каком виде описываются регламенты компании и объекты внешнего окружения).

Структурный аспект предполагает построение:

объектной структуры, отражающей состав взаимодействующих в процессах материальных и информационных объектов предметной области;

функциональной структуры, отражающей взаимосвязь функций (действий) по преобразованию объектов в процессах;

структуры управления, отражающей события и бизнес-правила, которые воздействуют на выполнение процессов;

организационной структуры, отражающей взаимодействие организационных единиц предприятия и персонала в процессах;

технической структуры, описывающей топологию расположения и способы коммуникации комплекса технических средств.

Преимущества моделирования процессов:

  1. uДокументирование существующих процессов с целью их дальнейшей стандартизации
  2. Сокращение процесса ознакомления новых работников или приглашенных экспертов с протекающими процессами или организацией в целом. Анализ «как есть»
  3. Проектирование сценариев «как должно быть».
  4. Разрабатывать имитационные модели технологических процессов, по принципу "как будет, если..."

Зарекомендававшими себя методологиями моделирования экономических процессов являются UML, IDEF, ARIS.

Методологии описания функций и процессов на предприятии


UML представляет собой объектно-ориентированный язык моделирования. UML — это стандартная нотация визуального моделирования программных систем, принятая консорциумом Object Managing Group (OMG) осенью 1997 г., UML включает внутренний набор средств моделирования (модулей), которые сейчас приняты во многих методах и средствах моделирования.

Диаграммы последовательностей отображают типы объектов, взаимодействующих при исполнении прецедентов, сообщения, которые они посылают друг другу, и любые возвращаемые значения, ассоциированные с этими сообщениями. Прямоугольники на вертикальных линиях показывают "время жизни" объекта. Линии со стрелками и надписями названий методов означают вызов метода у объекта. Сообщения появляются в той последовательности, как они показаны на диаграмме — сверху вниз. Если предусматривается отправка сообщения объектом самому себе (самоделегирование), то стрелка начинается и заканчивается на одной "линии жизни". На диаграммы может быть добавлена управляющая информация: описание условий, при которых посылается сообщение; признак многократной отправки сообщения (маркер итерации); признак возврата сообщения.

Диаграммы состояний используются для описания поведения сложных систем. Они определяют все возможные состояния, в которых может находиться объект, а также процесс смены состояний объекта в результате некоторых событий.Эти диаграммы обычно используются для описания поведения одного объекта в нескольких прецедентах.Прямоугольниками представляются состояния, через которые проходит объект во время своего поведения. Состояниям соответствуют определенные значения атрибутов объектов. Стрелки представляют переходы от одного состояния к другому, которые вызываются выполнением некоторых функций объекта. Имеется также два вида псевдо-состояний: начальное состояние, в котором находится только что созданный объект, и конечное состояние, которое объект не покидает, как только туда перешел.

Диаграмма деятельности — это частный случай диаграммы состояний. На диаграмме деятельности представлены переходы потока управления от одной деятельности к другой внутри системы. Этот вид диаграмм обычно используется для описания поведения, включающего в себя множество параллельных процессов.
Основными элементами диаграмм деятельности являются: овалы, изображающие действия объекта;линейки синхронизации, указывающие на необходимость завершить или начать несколько действий (модель логического условия "И");ромбы, отражающие принятие решений по выбору одного из маршрутов выполнения процесса (модель логического условия "ИЛИ");стрелки — отражают последовательность действий, могут иметь метки условий. На диаграмме деятельности могут быть представлены действия, соответствующие нескольким вариантам использования. На таких диаграммах появляется множество начальных точек, поскольку они отражают теперь реакцию системы на множество внешних событий. Таким образом, диаграммы деятельности позволяют получить полную картину поведения системы и легко оценивать влияние изменений в отдельных вариантах использования на конечное поведение системы. Любая деятельность может быть подвергнута дальнейшей декомпозиции и представлена в виде отдельной диаграммы деятельности или спецификации (словесного описания).
Литература
1. Буч О.В. Типология процессов в организации // Вестник МГТУ. – 2003. – №2, Т. 6. – С.207-214.
2. Войнов И.В., Пудовкина С.Г., Телегин А.И. Моделирование экономических систем и процессов. Опыт построения ARIS-моделей.: Монография. – Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2002. – 392 с.
3. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация  и управление: Учебник. – М.: Инфра-М, 2005. – 319 с.
4. Иващенко А.В., Сталькин А.А., Калышенко У.М. Применение методологии UML при автоматизации управления бизнес-процессами // Электронный ж-л «Исследовано в России». – 2004. – С. 1049-1053 // http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2004/094.pdf.
5. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. – 408 с.
Категория: Мат. модели в трансф. экономике | Добавил: kvn2us (02.02.2009) | Автор: Кравченко Владимир Николаевич
Просмотров: 7865 | Комментарии: 1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]