Главная » Статьи » Студентам » Логистика

Логистика в туризме. Основные определения туризма

В статистике под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы. По мере развития туризма и превращения его в массовое явление появились первые формулировки понятия «туризм» с целью статистического учета путешествующих лиц.

Одно из первых определений туризма, принятое ООН, трактовало туризм как «активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства».

Академия туризма в Монте-Карло: «Туризм — общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания», (главный упор делается на характер деятельности посетителей в месте, отличном от места проживания).
"Генеральная теория туризма" В. Хунцикера — К. Крапфа», которое определяет туризм как совокупность отношений и явлений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное местожительство и не связано с получением дохода.

Отрасль (сфера) туризма - совокупность самостоятельных, территориально обособленных туристских хозяйственных единиц, располагающих специализированной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских услуг и товаров, объединенных единством деятельности и управления.

Ряд исследователей рассматривает туризм не как отрасль, а как группу связанных отраслей:

совокупность гостиниц и иных средств размещения;

средств транспорта; объектов общественного питания;

объектов и средств развлечения;

объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения;

организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также
организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Конгресс США: «Туризм — это взаимосвязанное объединение видов деятельности и организаций, которые полностью или частично предоставляют услуги транспорта, товары, размещение и другие необходимые средства для поездок с любой целью, не связанной с повседневной деятельностью, за пределами постоянного проживания».

На Уругвайском раунде ГАТТ было разработано определение туризма, которое включает в себя следующие виды деятельности и услуги:
• деятельность туристских организаций — туроператоров и турагентов;
• большинство услуг пассажирского транспорта, включая аренду автомобилей и использование транспорта для экскурсий;
• средства размещения и питания;
• рекреационные, культурные, спортивные и другие развлекательные услуги;
• дополнительные (вспомогательные) услуги, например услуги гидов, организацию конгрессов, страхование, связанные с туризмом финансовые услуги (кредитные карточки, туристские чеки) и вспомогательные службы, медицинское обслуживание, торговлю товарами туристского назначения и для использования туристами (беспошлинная торговля, магазины в туристских центрах).

При разработке логистической системы необходимо учитывать следующие элементы и факторы: число и размещение филиалов туристской фирмы, связь, информационная связь, транспортная модель.

К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.

Туристы выступают в роли покупателей, т.е. каждый человек стремится по возможности удовлетворить свои потребности в отдыхе. Спрос на путешествия турист выражает, оплачивая туристские работы, услуги и товары и таким образом финансируя туристскую индустрию.

Производители туристских работ, услуг и товаров формируют туристское предложение. Они приобретают производственные ресурсы (персонал, землю, капитал), комбинируют их в процессе производства туристского продукта и реализуют его потребителям (туристам), получая доход от продаж.

Развитие индустрии туризма (строительство дорог, гостиничных и курортных комплексов, обустройство новых рекреационных территорий) требует больших капитальных вложений и финансируется из разных источников (государственные структуры, частные организации (отечественные и зарубежные), международные организации и т.д.).

Рост объемов производства в индустрии туризма передается другим отраслям экономики, где разворачивается инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, следовательно, увеличивается прибыль. Часть полученных доходов поступает государству в виде налогов. Собранные таким образом средства могут быть направлены на дальнейшее финансирование инфраструктуры индустрии туризма, оказание материальной помощи социально незащищенным группам населения, на развитие системы подготовки персонала для сферы туристских услуг.

[Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006. - 192 с.]

Логистика в туризме - наука о планировании, контроле и управлении операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации. 

Из этого определения следует, что логистика является системой, содержащей функциональные области, каждая из которых решает определенные проблемы. В состав системы входят:

1. Информация - планирование туров, обработка заказов, прогнозирование спроса.
2. Перевозка туристов - выбор вида транспорта и компании-перевозчика.
3. Кадры, обслуживающие туристов. Важный составной элемент системы логистики.
4. Обслуживающее производство - подразделения логистики, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю. Производственные мощности и экономическая приспосабливаемость туристского предприятия имеют актуальное значение для функционирования логистической системы.

[Одинцова Т.Н. Управление логистической системой турфирм // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями». Ставрополь, 2008]

Туристический оператор - активный субъект туристическоrо рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристическоrо продукта с коммерческими целями. 

Это означает, что силами туроператоров обеспечивается предоставление тypистам услуг, составляющих турпакет, ранее ими приобретенных, оплаченных и забронированных от имени 
уполномоченных агенств. Оператор, таким образом, является конечным звеном в сложной системе доведения тура до потребителя, вступающим в прямое взаимодействие с предприятиями инфраструктуры и супраструктуры туристической индустрии (отели, перевозчики, экскурсионные фирмы, страховые компании, банки) - непосредственными исполнителями услуг; в целях их (услyг) качественной и наиболее эффективной организации. для туристов (трансферы, проживание, питание, экскурсионные прогpаммы). 

Классификация туроператоров

Аутгоинговый туроператор специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, то есть путешествий граждан своей страны за ее пределы.



Инкаминговый - разработка, продвижение и организация туров на территории собственной страны для иностранных граждан. Как видно из определения, инкаминг напрямую связан с аyтгоингом, обеспечивая последнему прием, размещение, организацию досуга туристов в местах их временного пребывания. 



Инсайдинговый - вид туроперейтинга, планирующий, продвигающий и реализующий внутренний турпродукт - то есть туры по территории своей страны для своих граждан.

Сервисная деятельность - это область человеческих взаимоотношений, где формируется, совершенствуется реабилитационно-альтруистический стиль в удовлетворении наших потребностей. 
Гостиничное хозяйство - это элемент инфраструктуры, показатель обустроенности социального пространства в рамках города, культурно-деловых объектов, производства. Гостиничное хозяйство - способ укрепления связей, превращая их в систему интеграционных процессов с реализацией социально-культурного обмена, с развитием культуры познания.


Ресторанный сервис - это самостоятельная социально-организационная сфера с динамикой культурно-экономических процессов,отражающих растущие потребности с учетом разнообразных индивидуальных вкусов в системе питания. 

Транспортные путешествия рассматриваются как самостоятельный вид туризма. Транспортные путешествия - это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств. Они классифицируются по ряду основных 
признаков:

способу передвижения на маршруте (железнодорожный, морской, автобусный, речной, авиационный, прочие виды, комбинированный);

виду используемого транспорта (поезда, самолеты, автобусы,теплоходы, паромы, яхты, лодки, байдарки, плоты, подводные лодки и дрyгие плавсредства, мотоциклы, велосипеды, воздушные шары, дельтапланы);

построению трассы маршрута (линейная, кольцевая, радиальная, комбинированная);

продолжительности путешествия (кратковременные, типа «Уикэнд», многодневные);

сезонности (круглогодичные, сезонные, разовые). 


При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы
скорость доставки до цели поездки;
комфорт путешествия;
стоимость;
возможность перевозки багажа и eгo вес; 
возможность остановки в пути следования;
условия питания;
уровень шума, вибраций;
условия для сна и отдыха;
возможность широкого обзора во время поездки; 
наличие неблагоприятных экологических факторов; 
безопасность.

[Туризм и rостиничное хозяйство: Уч. пособ. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 352 с.]

Категория: Логистика | Добавил: kvn2us (29.09.2009) | Автор: Кравченко В.Н.
Просмотров: 11441
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]