Главная » Статьи » Студентам » Логистика

Логистика в туризме. Туристский продукт
Туристский продукт целенаправленная совокупность услуг, работ и иных товаров, материальных и нематериальных объектов, необходимая и достаточная для удовлетворения потребностей туристов, отвечающая целям туризма и предлагаемая к реализации, а также предоставляемая туристу. На практике под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке.
1. Тур, комплексная туристская услуга. Тур, предлагаемый фирмами, туроператорами (организаторами), может быть продан потребителю для личного пользования (в розницу), а также оптовым покупателям (фирмам-посредникам, турагентствам) для извлечения экономической выгоды. Тур, предлагаемый к продаже в розницу, продается в соответствии с установленными фирмами правилами продаж туристских путевок.
2. Отдельные туристские услуги, к которым можно отнести: транспортные услуги, услуги по размещению, оформлению заграничных паспортов и виз стран пребывания, страховку, экскурсионную программу, прокат автомобиля и многое другое.
3. Товары туристского назначения, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители, сувенирная продукция и т. д.), которые необходимы туристу и путешественнику в стране пребывания.
В то же время туристская услуга это совокупность действий в сфере обслуживания, направленная на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста, отвечающая целям туризма, характеру и направленности турпродукта и не противоречащая принципам морали.
Туристские услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т. е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно -массовых мероприятиях, т. е. туризм сочетает в себе эконом ический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
Термин «услуга» установлен ИСО/МЭК 2; определения термина даны в международных стандартах ИСО 8402:1994 и СО 9004.2:1991. В отечественную практику этот термин был введен ГОСТом Р 5064694, в котором дается следующее определение:
«Услуга это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя».
Понятие «услуга» включает в себя:
  1. обслуживание, т.е. взаимодействие потребителя и исполнителя;
    непосредственно процесс оказания услуги, т. е. процесс выполнения определенной работы исполнителем;
  2. результат этих действий в виде «преобразованной продукции» или «результата услуги».

С точки зрения производства туристский продукт (услуга) представляет собой совокупность определенного количества и качества товаров и услуг преимущественно рекреационного характера, подготовленных в данный конкретный момент для реализации потребителем. Для потребителей туристский продукт (услуга) не имеет вещественного выражения: это потенциальная возможность, абстрактный потребительский продукт, состоящий из благ, источники которых находятся в природе как в материальной (туристские товары, сооружения, инфраструктура), так и в нематериальной (услуги, общественная среда) форме. Объединение всех этих благ в одно понятие и является объективной необходимостью, так как потребитель не может удовлетворить свои разнообразные потребности в восстановлении жизненных сил только за счет одного вида туристских товаров или услуг, но лишь в комплексе и при этом в определенной обстановке. Таким образом, можно говорить о двойственности туристского продукта (услуги), который обладает характеристиками как материального товара, так и услуг.

Источник: [Боголюбов В.С. Экономика туризма. - Академия, 2005. - 311 с.]
  
Туристским услугам присущи отличительные черты.

Отличительная
характеристика

Содержание
характеристики

Специфика управления
организациями индустрии туризма

Неосязаемость
услуг
Неуловимость или
нематериальный характер услуг означает, что их невозможно продемонстрировать,
увидеть, попробовать, транспортировать, хранить, упаковывать или изучать до
момента получения этих услуг
Для укрепления доверия клиентов
организация, предоставляющая
услуги, может по возможности повышать осязаемость своих услуг путем рекламной деятельности (брошюры, кагалот, сайты в Интернет и т.д.), подчеркивать значимость своей услуги, привлекать внимание потребителей к получаемым выгодам от покупки, пригласить какую-нибудь знаменитость для рекламы своей услуги и т.д.
Неразрывность производства
и потребления
Оказать услугу можно
только тогда, когда
появляется клиент.
С этой точки зрения
производство
и потребление
тесно взаимосвязаны
и не могут быть
разорваны
Многие услуги требуют тесного прямого контакта с тем, кто их предоставляет. Клиент не просто потребляет услугу — он подключается к ее
производству. Участие покупателя в сфере услуг обслуживания означает,
что поставщик должен заботиться о том, что он производит и как. Поведение продавца, его профессиональный опыт
и знания во время потребления клиентом
услуги предопределяют вероятность повторения услуги
Изменчивость Качество оказания
услуг варьируется
и зависит от уровня
профессионализма
производителя, его
компетентности,
доброжелательности,
вежливости и коммуникабельности
персонала, а также от учета индивидуальных требований каждого
покупателя
Соблюдение стандартов обслуживания и разработка собственной политики контроля за качеством обслуживания
потребителей. Разработка фирменного
стиля организации: название организации,
товарный знак, фирменный цвет, логотип.
Проведение систематического обучения персонала для повышения профессионального
уровня и качества обслуживания
Неспособность
к хранению
Услугу невозможно
произвести впрок
или складировать.
Возникает проблема
достижения равновесия между спросом и предложением
Установление дифференцированных цен, скидок, использование иных стимулов, позволяющих равномерно распределить
спрос во времени. Введение системы предварительных заказов на услуги
  
Источник: [Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006. - 192 с.]
 
Формы организации обслуживания туристов обусловлены особенностями потребления. В отличие от товара, который только тогда готов к потреблению, когда закончит передвижение от места производства к месту потребления, туристские услуги и товары потребляются тогда, когда турист доставлен к месту их производства. 
Предлагаемые в туризме услуги, как правило, разделены территориально. Одни из них (информационные, посреднические и т.д.) туристы получают в месте их постоянного проживания, другие во время путешествий (транспортные, информационные и т.д.), а третьи в местах туристского назначения (питание, ночлег, развлечения, лечение, деловые встречи и т.д .). Кроме того, услуги предоставляются различными предприятиями и организациями сферы туризма и рекреации, находящимися в состоянии территориальной разобщенности.
Туристское обслуживание охватывает одновременно деятельность в производстве, предложении и реализации услуг и товаров.
Туристские услуги и товары производятся и предоставляются при высоких требованиях к среде, обстановке или материально-технической базе туризма. Для основных и дополнительных услуг и товаров наличие материальной базы является условием (и задачей логистики), без которого не может быть совершено потребление. Следовательно, деятельность по созданию и поддержанию материально-технической базы туризма обусловливает производство и продажу услуг и товаров, и поэтому она также включается в туристское обслуживание.
Непосредственное обслуживание это своеобразный процесс сложных взаимоотношений между обслуживающим персоналом и туристами, в котором осуществляется одновременно создание, предложение и потребление большей части услуг и товаров. 
Качество турпродукта формируют различные факторы, что является следствием его сущности, поскольку туристский продукт это совокупность сложных элементов, удо влетворяющая потребности туристов во время путешествий и представляющая собой результат усилий многих предприятий.
Тур как экономическая категория должен отвечать следующим требованиям:
  • быть объективным явлением, в основе которого лежит ограниченность туристских ресурсов;
  • выражать отношения между туристско й организацией и ее клиентами по производству, формированию, продвижению и реализации туристских услуг;
  • иметь активное, стимулирующее начало, быть побудительным мотивом как для туристского предприятия, так и для его клиентов;
  • в его формировании должны участвовать как объективные, так и субъективные факторы;
  • обладать потребительной и меновой стоимостью, т.е. быть товаром.
  Ресурсы туристской организации представлена на рис. 1
Рис. 1. Ресурсы туристской организации
  
В течение последних лет стремление предприятий к расширению своей деятельности стало общей тенденцией.
Улучшение качества обслуживания предполагает дополнительные расходы, тем не менее процветающие компании рассматривают затраты на более полное удовлетворение запросов своих клиентов как долгосрочные и высокоприбыльные инвестиции.
Направления производственной дифференциации:
  • компания начинает выпускать товары, производство которых технологически связано с изготовлением ее традиционных продуктов (для отелей и курортов существует возможность получения высоких доходов за счет продажи гостиничных номеров, организации встречи туристов в аэропорту и доставки их в отель и т.д.);
  • компания осваивает производство новых товаров, которое технологически не связано с изготовлением традиционных продуктов, однако эти товары представляют интерес для клиентов (продажа сувениров, футболок со своей символикой, тем самым увеличивая объем продаж и одновременно рекламируя компанию);
  • фирма участвует в бизнесе, который имеет отдаленное отношение к тому, чем занимается она сама;
  • обслуживание относительно узкого сегмента потребителей, которые предъявляют особые требования.
  Углубление дифференциации ведет к исчезновению различий в предлагаемых товарах. Покупатели рассматривают производимую продукцию как схожую и являющуюся взаимозаменяемой.
  
Одним из важнейших условий повышения эффективности производства является совершенствование форм его общественной организации: концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.
Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования.
Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства подотраслей между предприятиями разного размера (относительная концентрация).
Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:
1) концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;
2) концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;
3) концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.
Централизация - создание крупных производственных комплексов при слиянии отдельных предприятий, теряющих при этом свою индивидуальную самостоятельность.
Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим трем направлениям:
1) горизонтальная интеграция слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства;
2) вертикальная интеграция комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;
3) комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.
 Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий. Сосредоточение больших производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства (оборудование, сырье и материалы, рабочую силу) и на этой основе повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции. Крупные предприятия обеспечивают более высокую эффективность производства (поэтому гостиничные предприятия, например, стремятся к объединению в гостиничные цепи).
  
Концентрация производства - два способа:
внутренний - укрупнение происходит в рамках отдельной хозяйствующей единицы вследствие капитализации прибыли (внутреннего роста);
внешний - сотрудничества (кооперации) или объединения (слияния) широкого круга предприятий.
Формы объединения: интеграция, диверсификация и конгломерация.
1. Интеграция. Это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и заканчивая выпуском готовых продуктов (вертикальная интеграция).
Туристские предприятия, находящиеся на одной ступени технологического процесса, т.е. выпускающие одинаковую продукцию или оказывающие аналогичные услуги, объединяются для того, чтобы получить экономию от масштаба производства, нарастить объем поставок или сбыта, ограничить или устранить конкуренцию.
На авиатранспорте горизонтальная интеграция продиктована, скорее стремлением авиакомпаний удержать клиентов на остроконкурентных рынках воздушных перевозок, нежели достичь экономии от масштаба производства.
Вертикальные маркетинговые системы возникли как средство контроля поведения маркетингового канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные цели.
Внедрение авиаперевозчиков в сферу деятельности туристских фирм составляет характерную особенность современного этапа развития индустрии путешествий.
2. Диверсификация производства - предполагает объединение функционально и технологически разнородных предприятий.
3. Конгломерация - объединение под единым финансовым контролем предприятий, не имеющих производственных связей и принадлежащих не только к разным видам производства, но и к различным сферам экономики.
 
Категория: Логистика | Добавил: kvn2us (14.10.2009) | Автор: Кравченко В.Н.
Просмотров: 4770 | Теги: тур, услуга, Логистика в туризме, туристский продукт
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]