Главная » Статьи » Студентам » Логистика |
По материалам [Евтеев Б.В. Внутренняя логистика: управление запасами при независимом спросе. - М.: МСЭУ, 2004] Сущность
XYZ-анализа заключается в определении степени отклонения
величины, характеризующего объект исследования, от ее среднего значения и
группировке объектов в зависимости от величины коэффициента вариации. Если xit – величина спроса i-го товара в периоде t, то его среднее значение равно
а коэффициент вариации вычисляется по формуле
Отметим,
что при вычислении коэффициента вариации используется несмещенная оценка
стандартного отклонения, в которой в знаменателе подкоренного выражения стоит T – 1, а не T. Это объясняется тем, что
для величины спроса xit неизвестно
её математическое ожидание, поэтому при вычислении коэффициента вариации используется его оценка , а не само математическое ожидание. В
основе проведения XYZ-анализа в сфере сбытовой логистике лежит определение
коэффициентов вариации спроса vi по каждой i-й ассортиментной
позиции. В результате проведения данного анализа весь ассортимент продукции
разбивается на три группы X,Y и Z, каждая из которых
определяется соответствующим уровнем значения коэффициента вариации [Интегрированная
логистика накопительно-распределительных комплексов (склады, транспортные
узлы, терминалы): уч. для траспортных вузов / Под. общ. ред. Л.Б. Миротина. –
М.: Экзамен, 2003. – 448 с.]: X – 55% общего объема
ассортимента, при vi≤ 10%; Y– 32% общего объема
ассортимента, при 10% < vi ≤ 25%; Z– 13% общего объема ассортимента, при 25% < vi. Таким образом, группа X
состоит из товаров, на которые имеется достаточно стабильный спрос, группа Y представлена товарами со средними возможностями
прогнозирования спроса и, наконец, группа Z состоит
из товаров, прогнозирование спроса на которые
весьма проблематично. Реализация метода в Excel на условном примере
В
ячейке О3 задана функция СТАНДОТКЛОН(B3:M3)/N3. Ниже приведена таблица, в которой показано, к каким группам относятся товарные позиции. Результаты
АВС-анализа и XYZ-анализа
используются для построения матрицы, состоящей из трех строк и трех столбцов,
которая называется матрицей АВС-XYZ.
Элементами этой матрицы являются множества таких позиций из всего ассортимента
товаров, которые попадают в одну и туже группу в результате как ABC-анализа
так и XYZ-анализа. Согласно
[Миротин], используется следующая разбивка всего ассортимента по зонам: «горячая»
зона – удобство использования складских транспортных механизмов и близость к
зоне комплектации; включает позиции ассортимента принадлежащие
одновременно группам А и X, группам А
и Y и группам B и X; «теплая»
зона – достаточное удобство использования транспортных механизмов и небольшое
грузоперемещение до зоны комплектации; включает позиции ассортимента принадлежащие
одновременно группам A и Z, группам B и Y и
группам C и X; «холодная»
зона – места с неудобным доступом к товару и неудачно расположенные к зоне
комплектации; включает позиции ассортимента принадлежащие одновременно группам
B и Z, группам C и Y и группам C и Z. | |
Категория: Логистика | Добавил: kvn2us (19.06.2009) | | |
Просмотров: 5666 | |