Beer Game - моделирование цепи поставок пивоваренного завода
Классическим примером динамической модели управления взаимодействием предприятий в цепи поставок является теоретическая модель о пивоваренном заводе (The Beer Game simulation) и ее модификации [Agapova T., Fletcher E. Teaching Supply Chain Management through Simulation Modelling. – Donetsk, Sunderland: REAP, TEMPUS/TACIS programme JEP number, 2002. – 9 p.; Sterman, J. Teaching takes off: Flight simulators for management education: “The Beer Game" // http://web.mit.edu/jsterman/www/SDG/beergame.html.], которые иллюстрируют продвижение ТМЦ от производителя к дистрибьютору, далее оптовому и розничному торговым предприятиям. Часть данных моделей относится к классу непрерывных моделей, а часть – к классу дискретных.
В дискретных задачах ожидаемый спрос в период времени t описывается следующим разностным уравнением [Paul R.J., Hlupic V. and Giaglis G., 1998., Simulation modeling of business processes. In: Avison D. and Edgar-Neville D., ed. Proceedings of the 3rd UK Academy of Information Systems Conference, June 1998. Lincoln: McGraw-Hill. – рр. 311-320.]:

где – поступающие заявки на покупку продукции в период времени t; – ожидаемый спрос в предыдущий период; – параметр, регулирующий механизм прогнозирования спроса .
Характерной для данной модели и ее модификаций чертой является использование каждым элементом цепи поставок параметра, регулирующего интенсивность восполнения запасов на складе ( ) в зависимости от нормативного уровня запаса (DINV), текущего объема запасов ( ) и размера неудовлетворенного спроса ( ). Достоинством данных моделей является то, что они учитывают ситуацию, когда товары могут быть заказаны, но еще не доставлены. Если этого не делать, на предприятиях возникает угроза появления значительных колебаний в запасах, поэтому вводится регулирующий параметр восполнения запасов за счет продукции в пути ( ). В конечном итоге, определение объема заказов в имитационных моделях функционирования цепи поставок (логистического канала или канала сбыта) задается, как правило, в виде [Agapova]:
.
где – характеризует стратегию закупочной деятельности с учетом уровня запасов продукции на складе и продукции "в пути" (SL); DSL– нормативный объем восполнения запасов за счет продукции в пути.
Таким образом, выполнение заказов на каждом предприятии регулируется двумя параметрами: и . Реализация данной модели иллюстрирует характер поведения всей цепи поставок, в которой каждое предприятие автономно регулирует выделенные параметры и, которые обуславливают гашение колебаний в цепи поставок, возникновение регулярных колебаний, деградацию системы в хаос. Анализ результатов моделирования позволяет сделать вывод о том, что если во взаимодействии предприятий в цепи поставок ярко выражен экономический сепаратизм, то они несут большие затраты вследствие неурегулированного материального потока. Недостатком модели является то, что структура цепи поставок является упрощенной – представлена в виде одного канала сбыта, не учитывает производственные процессы поставщиков и процесс доставки сырья от них предприятию-производителю (в данном случае на пивоваренный завод), а следовательно, не учитывается снабженческая деятельность производителя. В анализе эффективности и процессе совершенствования функционирования цепи поставок большое внимание уделяется временным характеристикам, поскольку большие лаги в закупочной и сбытовой деятельности приводят к повышению издержек (табл. 1) и способны дестабилизировать работу системы [Törn A. Simulation nets, a simulation modeling and validation tool // Simulation. – 1985. – Vol. 45, No. 2. – pp.71-75.].
Таблица 1 - Временные показатели в анализе цепей поставок

|