Нужно отличать понятие "Бизнес-модель" от понятия "Модель бизнес-процесса".
Бизнес-модель дает представление не о процессе(ах), а об обмене "ценностью" между участниками бизнес-процессов.
Бизнес-модель придает смысл различным бизнес-процессам компании, а они в свою очередь определяют необходимые информационные и коммуникационные системы, при этом все три уровня связаны друг с другом. Это означает, что изменения на более высоком уровне всегда приводят к изменениям на более низком уровне, и что бизнес-модель сама по себе может быть успешной лишь при совпадении нижних уровней (Otto Petrovic & Christian Kittl, 2000, [Гусаковский]).
Бизнес-модель - это:
- базовая логика организации в создании ценности (Linder & Cantrell, [Гусаковский]);
- описание принципов работы предприятия (Patrick Stahler & Joan Magretta, [Гусаковский]);
- объяснение того, каким образом согласовываются составляющие бизнеса и взаимоувязываются в единую систему;
- совокупность продуктов, услуг и информационных потоков, включающих описание различных участников бизнес процесса, их ролей, их потенциальных выгод, а также описание источников получения прибыли (Тиммерс, 1998, [Гусаковский]). Автором определена маркетинговая модель - комбинация бизнес-модели и маркетинговой стратегии.
- в зависимости от подходов [http://iiba.ru/business-model-design/]:
Определение бизнес-модели в зависимости от подхода
Подход
|
Определение
|
Ориентация на ценность/клиента
[Сооляттэ, 2010; Федоренко, 2011]
|
Модель бизнеса – это то, как предприятие выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи оная сможет выполнить своими силами и для каких придется привлекать специалистов со стороны, выходит на рынок, создает ценность для потребителя и получает вот этого прибыль |
Бизнес-модель логически описывает каким образом организация создает, поставляет клиентам и приобретает стоимость — экономическую, социальную и другие формы стоимости |
Бизнес-модель описывает ценность, которую предприятие предлагает различным клиентам, отражает способности предприятие, противоречат партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала, необходимые для получения устойчивых доходов |
Бизнес-модель - это метод ведения дел, с помощью которого компания содержит себя, т.е., генерирует прибыль. Бизнес-модель объясняет, как компания делает деньги, специализируясь на позиции в цепочке образования потребительской стоимости |
Бизнес-модель — это способ, которым компания создает ценность для клиентов и получает от этого прибыль |
Ориентация на внутренние бизнес-процессы/роли
[Котельников, 2007; Шингарев, 2002]
|
Бизнес-модель —это взгляд на предприятие, сконцентрированный на самых значимых для бизнеса параметрах. |
Бизнес-модель – это структура бизнес-процессов и связей между ними, которые используются для планирования, контроля и коррекции деятельности предприятия |
Бизнес-модель – это метод ведения бизнеса, с помощью которого компания может обеспечить себя, то есть приносить прибыль. Бизнес-модель разъясняет, как компания зарабатывает деньги, определяя положение компании в цепочке создания стоимости |
Бизнес-модель – это набор запланированных действий (иногда их называют бизнес-процессами), направленных на получение дохода на рынке |
Бизнес-модель предприятия – это отображение реально существующего или планируемого в будущем бизнеса (предприятия) в такой форме, которая может наглядно демонстрировать все значимые свойства и особенности предприятия, связанные с его способностью получать прибыль и быть конкурентоспособным |
Бизнес-модель - совокупность способов ведения бизнеса в компании (ее структуру, продукцию, способы доставки и обслуживания товаров, повышение рыночной стоимости), правил ведения этого бизнеса, лежащих в основе стратегии |
Бизнес-модель - логическое схематическое описание бизнеса, призванное помочь в оценке ключевых факторов успеха компании |
Бизнес-модель - это представление набора связанных модельных элементов, определяющих внутреннюю и внешнюю среду компании в рамках единой системы |
Бизнес-модель — это описание предприятия, как сложной системы, с заданной точностью, в рамках которой отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы |
Элементы успешной бизнес-модели
Структура бизнес-модели
Понятие бизнес-модели связано с понятием "Стратегия бизнеса". Стратегия представляет собой комплексный план управления, нацеленный на усиление рыночного статуса и координацию усилий, привлечение и максимальное (или минимально допустимое) удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Через термин Бизнес-модели обозначается способ получения прибыли от деятельности. Бизнес-модель в отличие от бизнес-стратегии не учитывает информацию о результативности и конкуренции. Она призвана обеспечить высокий уровень эффективности реализации стратегии с точки зрения получения прибыли. Следовательно, понятие модели бизнеса уже, чем понятие стратегии бизнеса. Стратегия определяет методы конкуренции и ведения бизнеса компании (не касаясь конкретных финансовых результатов и последствий конкурентной борьбы), а бизнес-модель на основании показателей прибыли и издержек, получаемых в результате применения данной стратегии, обеспечивает жизнеспособность компании. Длительный срок работы в своей сфере бизнеса и стабильная удовлетворительная прибыль говорит о наличии у компании успешной бизнес-модели, подтверждающей рентабельность и жизнеспособность ее стратегии.
Таблица сравнения отраслевой бизнес-системы, бизнес-модели и стратегии компании
Параметры |
Отраслевая бизнес-система |
Бизнес-модель |
Стратегия компании |
Сущность |
Цепочка видов деятельности в отрасли |
Способ организации бизнеса в отрасли |
Компас, направление развития компании |
Ориентация |
Понимание процесса формирования издержек и добавленной стоимости |
Создание ценности для потребителя и ее превращение в прибыль компании |
Создание устойчивого конкурентного преимущества |
Акценты анализа |
Анализ стадий технологии создания продукта и доставки его конечным потребителям |
Анализ отрасли и отраслевой бизнес-системы, тенденции и сценарии их развития |
Анализ внешней и внутренней среды компании, конкурентный анализ |
Степень уникальности |
Типична для отрасли |
Может быть как типовой для отрасли, так и инновационной |
Уникальна для компании |
Структурные блоки бизнес-модели [Остервальдер и Пинье, 2013; Фролова и Кравченко, 2012]:
Потребительские сегменты (ПС)
Организация может обслуживать один или несколько потребительских сегментов
|
Ключевые ресурсы (КР)
Наиболее важные активы, необходимые для функционирования бизнес-модели.
КР – средства, необходимые для предложения и доставки ранее описанных элементов...
|
Ценностные предложения (ЦП)
Организация старается решить проблемы и удовлетворить потребности потребителей, делая им определённые ценностные предложения
|
Ключевые виды деятельности (КД)
... посредством определённых ключевых видов деятельности
КД - действия компании, которые необходимы для реализации её бизнес-модели.
|
Каналы Сбыта (КС)
Ценностные предложения поступают к потребителю через информационные, дистрибьюторские и торговые сети
|
Ключевые партнёры (КП)
Какие-то виды деятельности передаются на аутсорсинг, а ресурсы – привлекаются со стороны
|
Взаимоотношения с потребителями (ВП)
Взаимоотношения устанавливаются и поддерживаются всеми службами по работес потребителями
|
Потоки поступления доходов (ПД)
Потоки поступления дохода возникают благодаря успеху ценностных предложений, сделанных потребителям
|
Структура издержек (СИ)
Структура издержек – результат взаимодействия всех элементов бизнес-модели
|
Литература
- Гусаковский А.М. Бизнес-моделирования: обзор существующих подходов [электронный ресурс] / Презентация. - Минск: Ключевые решения.
- Котельников В.Ю. Ten3: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями - М: Эксмо, 2007. - 96 с.
- Основы построения бизнес- моделей. Бизнес-модель и стратегия [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iiba.ru/business-model-design/.
- Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей – М: Альпина Паблишер // Серия Сколково, 2013. – 288 с.
- Федоренко А. Стратегия предприятия vs. Бизнес-модель предприятия [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://socium.com.ua/2011/02/business-strategy-vs-business-model/#more-1190.
- Фролова Л.В., Кравченко Е.С. Формирование бизнес-модели предприятия. - К: Центр учебной литературы, 2012. - 384 с.
- Котельников В.Ю. Ten3: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями - М: Эксмо, 2007. - 96 с.
- Эффективные модели бизнеса [Электронный ресурс]. - 2002. - Режим доступа: http://www.strategy.com.ua/Articles/Content?Id=110.
|