Главная » Статьи » Студентам » Логистика |
Туристский продукт целенаправленная совокупность услуг, работ и иных товаров, материальных и нематериальных объектов, необходимая и достаточная для удовлетворения потребностей туристов, отвечающая целям туризма и предлагаемая к реализации, а также предоставляемая туристу. На практике под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке.
1. Тур, комплексная туристская услуга. Тур, предлагаемый фирмами, туроператорами (организаторами), может быть продан потребителю для личного пользования (в розницу), а также оптовым покупателям (фирмам-посредникам, турагентствам) для извлечения экономической выгоды. Тур, предлагаемый к продаже в розницу, продается в соответствии с установленными фирмами правилами продаж туристских путевок. 2. Отдельные туристские услуги, к которым можно отнести: транспортные услуги, услуги по размещению, оформлению заграничных паспортов и виз стран пребывания, страховку, экскурсионную программу, прокат автомобиля и многое другое. 3. Товары туристского назначения, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители, сувенирная продукция и т. д.), которые необходимы туристу и путешественнику в стране пребывания. В то же время туристская услуга это совокупность действий в сфере обслуживания, направленная на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста, отвечающая целям туризма, характеру и направленности турпродукта и не противоречащая принципам морали.
Туристские услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т. е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно -массовых мероприятиях, т. е. туризм сочетает в себе эконом ический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
Термин «услуга» установлен ИСО/МЭК 2; определения термина даны в международных стандартах ИСО 8402:1994 и СО 9004.2:1991. В отечественную практику этот термин был введен ГОСТом Р 5064694, в котором дается следующее определение:
Понятие «услуга» включает в себя:
С точки зрения производства туристский продукт (услуга) представляет собой совокупность определенного количества и качества товаров и услуг преимущественно рекреационного характера, подготовленных в данный конкретный момент для реализации потребителем. Для потребителей туристский продукт (услуга) не имеет вещественного выражения: это потенциальная возможность, абстрактный потребительский продукт, состоящий из благ, источники которых находятся в природе как в материальной (туристские товары, сооружения, инфраструктура), так и в нематериальной (услуги, общественная среда) форме. Объединение всех этих благ в одно понятие и является объективной необходимостью, так как потребитель не может удовлетворить свои разнообразные потребности в восстановлении жизненных сил только за счет одного вида туристских товаров или услуг, но лишь в комплексе и при этом в определенной обстановке. Таким образом, можно говорить о двойственности туристского продукта (услуги), который обладает характеристиками как материального товара, так и услуг. Источник: [Боголюбов В.С. Экономика туризма. - Академия, 2005. - 311 с.]
Туристским услугам присущи отличительные черты.
Источник: [Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006. - 192 с.]
Формы организации обслуживания туристов обусловлены особенностями потребления. В отличие от товара, который только тогда готов к потреблению, когда закончит передвижение от места производства к месту потребления, туристские услуги и товары потребляются тогда, когда турист доставлен к месту их производства.
Предлагаемые в туризме услуги, как правило, разделены территориально. Одни из них (информационные, посреднические и т.д.) туристы получают в месте их постоянного проживания, другие во время путешествий (транспортные, информационные и т.д.), а третьи в местах туристского назначения (питание, ночлег, развлечения, лечение, деловые встречи и т.д .). Кроме того, услуги предоставляются различными предприятиями и организациями сферы туризма и рекреации, находящимися в состоянии территориальной разобщенности.
Туристское обслуживание охватывает одновременно деятельность в производстве, предложении и реализации услуг и товаров.
Непосредственное обслуживание это своеобразный процесс сложных взаимоотношений между обслуживающим персоналом и туристами, в котором осуществляется одновременно создание, предложение и потребление большей части услуг и товаров.
Качество турпродукта формируют различные факторы, что является следствием его сущности, поскольку туристский продукт это совокупность сложных элементов, удо влетворяющая потребности туристов во время путешествий и представляющая собой результат усилий многих предприятий.
Тур как экономическая категория должен отвечать следующим требованиям:
Ресурсы туристской организации представлена на рис. 1
Рис. 1. Ресурсы туристской организации
В течение последних лет стремление предприятий к расширению своей деятельности стало общей тенденцией.
Улучшение качества обслуживания предполагает дополнительные расходы, тем не менее процветающие компании рассматривают затраты на более полное удовлетворение запросов своих клиентов как долгосрочные и высокоприбыльные инвестиции. Направления производственной дифференциации:
Углубление дифференциации ведет к исчезновению различий в предлагаемых товарах. Покупатели рассматривают производимую продукцию как схожую и являющуюся взаимозаменяемой.
Одним из важнейших условий повышения эффективности производства является совершенствование форм его общественной организации: концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и размещения.
Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования. Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства подотраслей между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:
Централизация - создание крупных производственных комплексов при слиянии отдельных предприятий, теряющих при этом свою индивидуальную самостоятельность.
Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим трем направлениям:
Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий. Сосредоточение больших производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства (оборудование, сырье и материалы, рабочую силу) и на этой основе повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции. Крупные предприятия обеспечивают более высокую эффективность производства (поэтому гостиничные предприятия, например, стремятся к объединению в гостиничные цепи).
Концентрация производства - два способа:
внутренний - укрупнение происходит в рамках отдельной хозяйствующей единицы вследствие капитализации прибыли (внутреннего роста);
внешний - сотрудничества (кооперации) или объединения (слияния) широкого круга предприятий.
Формы объединения: интеграция, диверсификация и конгломерация. 1. Интеграция. Это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и заканчивая выпуском готовых продуктов (вертикальная интеграция). Туристские предприятия, находящиеся на одной ступени технологического процесса, т.е. выпускающие одинаковую продукцию или оказывающие аналогичные услуги, объединяются для того, чтобы получить экономию от масштаба производства, нарастить объем поставок или сбыта, ограничить или устранить конкуренцию. На авиатранспорте горизонтальная интеграция продиктована, скорее стремлением авиакомпаний удержать клиентов на остроконкурентных рынках воздушных перевозок, нежели достичь экономии от масштаба производства. Вертикальные маркетинговые системы возникли как средство контроля поведения маркетингового канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные цели. Внедрение авиаперевозчиков в сферу деятельности туристских фирм составляет характерную особенность современного этапа развития индустрии путешествий. 2. Диверсификация производства - предполагает объединение функционально и технологически разнородных предприятий. 3. Конгломерация - объединение под единым финансовым контролем предприятий, не имеющих производственных связей и принадлежащих не только к разным видам производства, но и к различным сферам экономики. | ||||||||||||||||
Категория: Логистика | Добавил: kvn2us (14.10.2009) | | ||||||||||||||||
Просмотров: 6983 | |