Динамическая модель оценки конкурентоспособности предприятия
Кравченко В.Н., Филиппишен И.В. Динамическая
модель оценки конкурентоспособности предприятия // Модели управления в
рыночной экономике: сб. науч. тр. - Донецк: ДонНУ, 2008. - Вып. 11. -
С.118-133.
Результаты исследования 30
крупнейших компаний мира, проведенного консалтинговой компанией
"Price-Waterhouse Coopers" в 2007 году, свидетельствуют о том, что
существенными факторами, влияющими на увеличение продаж, является развитие
бизнеса в существующих рамках (24% компаний) и выход на новые рынки сбыта (23%
компаний) [1]. Таким образом, можно утверждать, что практические усилия
руководства зарубежных компаний в значительной мере сконцентрированы на
улучшении стратегических и конкурентных позиций. Для отечественных предприятий,
характеризующихся нестабильным экономическим ростом, неустойчивостью к
воздействию макроэкономических и, в частности, рыночных факторов, слабой позицией
на мировых рынках, неспособностью конкурировать с импортной продукцией на
внутренних рынках, управленческие задачи эффективного развития и ведения
успешной конкурентной борьбы на протяжении последних десятилетий остаются
приоритетными. Экономической категорией,
отображающей состояние предприятия, динамику и перспективы его развития в
изменчивых рыночных условиях, может выступать "конкурентоспособность
предприятия". Согласно определению
Европейского форума по проблемам управления, приведенному в [2],
конкурентоспособность – реальная и потенциальная возможности предприятий в
существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары,
которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для
потребителя, чем товары конкурентов. Профессор А.Н. Захаров и А.А.
Зокин исходной позицией определения конкурентоспособности видят
производственный выпуск, определяя конкурентоспособность как критерий эффективности
производственного процесса и востребованности продукции [3]. Поэтому рост
производительности должен выступать приоритетной целью управления предприятием,
которая достигается посредством реализации инновационных проектов, внедрения
инновационных технологий, разработки инновационной продукции, приносящей
большую потребительскую ценность по сравнению с аналогичной продукцией
конкурентов и товарами-заменителями. Однако, опираясь исключительно
на конкурентоспособность продукции при разработке стратегии развития, предприятие
не сможет долго удерживать конкурентные позиции. В стратегическом анализе
развития предприятия и оценке его конкурентоспособности используются результаты
анализа эффективности его деятельности. Эти две экономические категории (и
конкурентоспособность, и эффективность) рассматриваются во взаимосвязи, а во
многом они тождественны. Рост конкурентоспособности
направлен на повышение прибыльности за счет производства и реализации продукции
и услуг, наиболее полно удовлетворяющих запросам и возможностям покупателей и
позволяющих благодаря своим особым характеристикам удерживать определенное
рыночное пространство, как это отмечено в работах [4, 5]. Необходим поиск новых
источников обеспечения инновационного развития предприятия и внедрение
интегрированных форм взаимодействия со сторонними организациями, позволяющих
повысить потребительскую ценность конечной продукции при условии выполнения
требования минимизации общих издержек.
В этом заключается связь между
конкурентоспособностью и эффективностью предприятия. Эффективность зависит от условий
хозяйственной деятельности и общего уровня управления бизнес процессами. В
качестве обобщающего показателя эффективности хозяйственной деятельности
используется индекс совокупной факторной производительности: "Он
рассчитывается на базе производственных функций путем приведения стоимостных
оценок факторов труда и капитала к единой размерности с учетом изменения их
вклада в результаты производства по сравнению с базовым периодом.
Осуществляется это путем пересчета стоимости затраченных ресурсов в постоянных
ценах базового года" [3].
При этом традиционный алгоритм
определения взаимосвязи между факторами и итоговыми показателями эффективности
состоит из следующих шагов: определение внутренних и
внешних параметров, которые отражают результативность деятельности предприятия; выявление конкурентных
характеристик;
поиск конкурентных
преимуществ;
обоснование
конкурентоспособности с помощью показателей, оценивающих преимущества и
недостатки в деятельности предприятия.
В данном алгоритме уровень
конкурентоспособности в большей степени определяется имеющимися ресурсами и эффективностью
их использования, на основе которых формируются конкурентные преимущества с
учетом особенностей рыночной среды. Конкурентные преимущества являются концентрированным
проявлением превосходства над конкурентами, которое можно измерить конкретными
экономическими показателями, но их нельзя отождествлять с потенциальными возможностями
предприятия потому, что отражают наличие реального положения на рынке [6, 7].
Поэтому в ходе стратегического планирования главной задачей является
определение тех параметров, которые уже в настоящее время приносят успех, и
тех, которые следует выдвигать в ранг конкурентных преимуществ. Ссылаясь на принципы метода
бенчмаркинга [8], конкурентоспособность предприятия можно представить в виде
интегрального показателя стратегической и конкурентной позиции предприятия в
виде особого сочетания характеристик его развития, определяющего его место в
системе оценок подобных ему предприятий. Следовательно, конкурентоспособность
является проявлением его конкурентных преимуществ по всему спектру
управленческих задач и выражается посредством иерархии факторов развития:
ресурсов, стратегии и управления. Таким образом, конкурентоспособностьотносится к основным показателям оценки
эффективности развития предприятия.
Многообразие публикаций отражает
объективную сложность предмета научного исследования. В исследованиях, посвященных
проблеме конкурентоспособности, можно выделить несколько ключевых направлений.
Ряд аналитических работ посвящен вопросам определения абсолютных и
относительных показателей, другие – касаются вопросов установления характеристик
конкурентоспособности, факторов ее определяющих, степень взаимного влияния на
конкурентоспособности государства и производителей [4]. Наряду с
общетеоретическими исследованиями большое количество работ носит практический
прикладной характер, в которых на примере отдельных фирм, предприятий
демонстрируется правильность или нецелесообразность принятых управленческих
решений [9]. Все подобные методы исследования, определения и оценки
конкурентоспособности предприятия имеют констатирующий характер и не позволяют
прогнозировать дальнейшее развитие предприятия и тех событий, которые могут
существенно повлиять на изменения состояния предприятия, его стратегической и рыночной
позиции.
Целью данной статьи является разработка динамической модели оценки
конкурентоспособности предприятия, которая позволяет на основе параметров
бенчмаркинга, соответствующих конкурентным преимуществам однородных субъектов
рынка, проанализировать сценарии развития предприятия в течение временного
интервала любой продолжительности, а также оценить критический период времени,
к концу которого завершится переход предприятия из одного состояния в другой.