Исследована
структура системы и процессов целеполагания в управлении
развитием предприятия, включающем цикл рефлексивного управления
реализацией целевых программ.
I. Введение. По утверждению экономиста Гэрета Моргана, все теории организаций и управления основываются на неявных отображениях действительности и метафорах, которые смогут убедить экономистов, позволят увидеть, понять и представить ситуации с разных ракурсов. Метафоры создают виденья, концепции, но в тоже время могут и искажать их, имея ряд ограничений [1]. Поэтому не существует ни одной теории или метафоры, которые образуют универсальную точку зрения на развитие предприятия. В начале 20-го века А.А. Богданов, исследуя понятие организации, указал, что во главе научного представления о ней лежит идея целесообразности, которая заключает в себе идею цели – "...организация имеет свою "цель" и "сообразно" ей устроена" [2, с.112-113.]. ...
II. Постановка задачи. Целью данной статьи является анализ структуры системы и процессов целеполагания в управлении развитием предприятия на основе ситуационного и целевого подхода с учетом особенностей рефлексивного управления в общем цикле развития предприятия. Этапы определения целей, задач, способов и условий их выполнения образуют категорию целевого управления изменениями [6]. Целевое управление включает выбор направления развития и определение общих целей предприятия, в том числе, миссии и корпоративных (организационных) ценностей. Общие цели трансформируются в критерии, задачи и стандарты развития, которые спускаются вниз по иерархии системы управления. Их выполнение требует координации управленческих процессов, действий организационных подразделений, сотрудников, а также обеспечения обратной связи для обучения и накопления знаний на всех уровнях иерархии. Целеполагание – одно из действенных инструментов, оказывающих воздействие на субъектов хозяйствования, их поведение, принятие решений, выполнение своих обязательств, изменение интересов, ценностей, убеждений, понимания бизнес-процессов. Оно опирается на анализ обстановки, сложившейся на предприятии, и, в частности, на – прогнозные ситуации, альтернативы возможного состояния предприятия, текущие и будущие изменения во внешней и внутренней среде. Таким образом, процесс целеполагания является доминантным условием эффективности управления развитием предприятия. Исходя из системы целей, предприятие организовывает функциональную структуру и реорганизовывается (самоорганизуется) именно для их достижения.
|
|
| Формат: PDFРазмер:172,7 кб Язык: русский
Скачать файл
|