В зарубежной литературе все больше авторов в качестве основополагающего постулата организации и управления деятельностью предприятия используют идею о том, что конкуренция между фирмами трансформировалась в конкуренцию между цепями поставок, эффективность которых определяется конкурентными преимуществами на рынках конечных покупателей [1]. Интеграционные процессы затронули отечественную металлургию, что совместно с жесткой конкуренцией на мировом рынке металлопродукции обуславливает потребность в организации конкурентоспособных цепей поставок для металлургических предприятий Украины. В управлении сбытом продукции металлургического предприятия наивысшим приоритетом обладают прямые продажи и каналы сбыта "производитель – потребитель". Тем не менее, в нестабильных рыночных условиях приверженность к данному типу каналов сбыта и их абсолютное преобладание в структуре сбытовой сети металлопроизводителя может снижать уровень ее адаптивности, что приводит к ухудшению финансовых результатов его деятельности. Темп продаж металлопродукции зависит от состояния сфер экономики с высоким удельным весом потребления данной продукции. Проблемные и кризисные ситуации в данных сферах (отраслевые кризисы) характеризуются таким последствиями, как снижение и колебания спроса на металлопродукцию, нерегулярность заказов, отсрочка оплаты приобретенной продукции и увеличение дебиторской задолженности на металлургических предприятиях. Для предотвращения последствий таких ситуаций, а именно, затоваривания и снижения оборачиваемости оборотных активов, металлургические предприятия уменьшают объемы производственного выпуска. В условиях падения спроса ОАО "Донецкий металлургический завод" (ДМЗ) в январе-октябре 2009 года сократил производство готового проката на 32,3% 6 . Ухудшение состояний сфер экономики может носить либо общий, либо локальный характер, который проявляется по территориальному (географическому) признаку. Иными словами, вследствие негативных макроэкономических или внутренних факторов происходит снижение спроса и (или) платежеспособности металлопотребителей внутри определенного региона (территориального сегмента рынка). Традиционно производителями металлопродукции выделяются внутренний рынок, рынки Российской Федерации и стран СНГ, Европы, стран Восточной Азии и Ближнего Востока, Африки, Северной и Южной Америки. Каждый из этих региональных рынков разбивается на территориальные сегменты по плотности размещения производительных сил и основных источников потребления металла. Причины проблемных ситуаций у потребителей связаны с отсутствием у них адаптационного потенциала, позволяющего противостоять структурным сдвигам, тенденциям и финансово-экономическими кризисам в национальной и мировой экономике. Так, потребление металлопроката в Украине в первом полугодии 2009 г. снизилось на 54,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составило 2,2 млн. т, что было вызвано снижением объемов производства в трубной промышленности, предприятия которой сократили закупки на 41%, машиностроении и строительстве (сокращение закупок на 70 и 74,4%, соответственно) [2]. Таким образом, для металлургических предприятий актуальной проблемой является организация эффективной сбытовой цепи поставок, позволяющей своевременно реагировать на изменения рыночных факторов с целью предотвращения уменьшения объемов производственного выпуска ниже точки безубыточности, снижения уровня рентабельности (убытков) и ликвидности. Целью данной статьи является анализ особенностей организации и управления сбытовой цепью поставок металлургического предприятия на основе постоянного мониторинга продаж и определения приоритетных каналов сбыта, а также разработка имитационной модели процесса реализации продукции по каналам сбыта, в состав которых включены металлотрейдеры на внутреннем и внешних рыночных сегментах. Совокупность каналов данного типа образуют систему дистрибуции (распределительную или дистрибутивную сеть) исследуемого предприятия-производителя.
|
|
| Формат: PDFРазмер:433 кб Язык: русский
Скачать файл
|